Махинации на "стройке века" во Владивостоке


  Махинации на "стройке века" во Владивостоке

На минувшей неделе с острова Русский стали приходить тревожные сообщения. Трудовой спор между рабочими и руководством возник на одном из главных объектов будущего саммита АТЭС.

Это — строительная площадка на берегу пролива Босфор Восточный, где возводятся пилоны и опоры будущего моста, который свяжет остров с материком. Прежде проблем такого характера здесь не возникало, объект считался образцовым. Для выяснения причин конфликта к мостостроителям была срочна направлена прокурорская проверка. А вот журналистов здесь не ожидали. Тем не менее, наша съемочная группа побывала на месте спора, а также посетила и другие объекты «стройки века».

Для того, чтобы понять, насколько грандиозные перемены произошли на острове Русском за минувшие полтора года, стоит купить билет на паром и отправиться в непродолжительное морское путешествие. Весь немногочисленный паромный флот обеспечивает большую стройку. Погрузить на борт автомобиль – проблема, как в сезон летнего отдыха.

А в первый день зимы на переправе вообще едва не случилась давка. Сразу двести китайских рабочих приехали строить объекты саммита с туристическими визами. Их с помощью милиции и дипломатического представительства пришлось срочно эвакуировать на материк и отправлять обратно на родину.

Александр Боровиков, начальник отдела милиции Фрунзенского района г.Владивостока: «Сегодня возник спор между хозяйствующими субъектами китайской компанией которая приняла на работу людей в Китае, и китайской стороной которая приняла людей во Владивостоке. Люди были несогласны с количеством выплаченных денег, работодатели были несогласны с объемом выполненных работ. На сегодняшний момент спор отрегулирован. На 5 автобусах в сопровождении милиции граждане в количестве 190 человек убывают к себе на Родину».

Паромы, идущие на остров, как правило, переполнены, люди выходят на берег наперегонки со строительной техникой.

На острове, в зоне строительства, как в советские времена, без специального пропуска Вас просто никуда не пропустят. При попытке пройти к месту забастовки мостостроителей мы встретили отчаянное сопротивление сотрудников охраны. Говорят: меры предосторожности были усилены втрое после того, как спецслужбы провели глубоко законспирированные учения по захвату этого стратегического объекта.

Стать свидетелями выяснения отношений между рабочими и работодателями нам пришлось далеко за так называемым «периметром» в административном лагере. Своему руководству строители моста предъявили сразу 20 претензий. Основная в этом списке – низкая зарплата. Начальники пообещали рабочим решить все проблемы за пять дней и оформили рукописное обязательство.

Александр Афанасьев, директор ФГУ ДСД Владивосток: «Ряд вопросов можно решить сраз
2677
у, все остальное — надо посмотреть, гарантирую что мы рассмотрим сделаем выводы. Мы заинтересованы, с этой ситуацией разберемся самым серьезным образом».

Для решения трудового спора на остров экстренно выехала прокурорская проверка. В ближайшие дни блюстители закона обещают разобраться, кто прав, кто виноват.

Александр рыбаков, зам.прокурора Фрунзенского района г. Владивостока: «Компания-застройщик находится в городе Москва. Прокуратурой будет приняты санкции в данном случае… комплекс мер обширный и суровый, если права действительно нарушены, прокуратурой будут приняты меры».

В решении трудового спора принимали участие рабочие ночной смены, уже после того, как передали вахту своим коллегам. Как уверяют начальники, на ход строительства конфликт никак не повлиял.

Мост-рекордсмен с материка на остров Русский растет буквально на глазах: каждые 5 дней эти пилоны становятся выше на 4,5 метра, а к исходу будущего года их высота достигнет небывалой в мировой практике строительства вантовых мостов отметки – 320 метров.

На другой строительной площадке острова возводятся корпуса Дальневосточного Федерального университета. Через два года на несколько дней университет станет местом встречи участников саммита АТЭС-2012.

Вот в таких номерах будут размещать президентов. Затем здесь поселят преподавательский состав.

На берегу бухты Новик для островитян, дома которых попали в так называемую зону «большой стройки», уже готовы квартиры для переселения – это «пилотные» таун-хаусы. Новоселье в этих домах планируется на середину декабря. Их обещают сдать «под ключ». Уже подведены все коммуникации – электрическое отопление и водопровод.

Строители будущего университета живут в спартанских условиях. В этом общежитии опять нет воды. Рабочие из Китая к такому положению дел привычны, они веселы и бодры. Их оптимистическое настроение не разделяют соседи — строители из Приморья и Хабаровского края.

Дмитрий Рябиченко, бригадир: «На Новый Год без денег останемся — страшно просто!».

Сборная мира – так называют эту многотысячную трудовую армию сами рабочие. На острове, кроме россиян, трудятся таджики, узбеки, мексиканцы, филиппинцы, турки, и даже американцы.

Ярослав Воскресенский, представитель генерального подрядчика строительства Дальневосточного федерального университета: «Корень зла — в лени работать, вообще тяжело, хорошо работать — еще тяжелее. Ну не привыкли мы так работать, нет профессионалов, приходится привлекать рабочих из ближнего зарубежья. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся — юридическая неграмотность подрядчиков, даже со строительными терминами они сталкиваемся впервые. Строительный рынок в России далеко несовершенен».

Большая стройка – большие проблемы. Так говорят руководители предприятий, которые взяли подряды на острове, чтобы элементарно выполнить работу и получить прибыль.

Вадим Финогенов, зам. руководителя строительной компании: «Наша компания работает на строительстве ДВФУ более полутора лет. На сегодня момент долг подрядчика — «Интерстой-М» — составляет около 45 млн. рублей, таким образом, мы не можем рассчитаться с поставщиками топлива, запчастей с работниками нашего предприятия, которые являются жителями нашего города. Деятельность нашего предприятия в настоящий момент остановлена, представители подрядчика не объясняют причины этих неплатежей, хотя имеются двусторонние акты сверки. Такие же проблемы имеют комании, работающие на Русском. С подобными проблемами столкнулись дружественные нам компании, которые производят работы строительстве ДВФУ: суммарный долг этим компаниям составляет порядка 200 млн. рублей, их деятельность также приостановлена, мы находимся в периоде остановки около месяца».

Пирамида, построенная из заказчиков, генеральных подрядчиков и многочисленных компаний, которые непосредственно руководят теми, кто сидит за рычагами бульдозера, работает с лопатой и мастерком, уже стала предметом многочисленных расследований в гражданских и арбитражных судах.

Серегй Кожушко, руководитель Государственной инспекции труда в ПК, главный госинспектор труда в ПК: «Это не вина, а ошибка, у нас везде в СМИ эта стройка преподносится как государственная, то есть якобы государство гарантирует оплату труда — и они обольщаются тем, что коль государство организовало строительство в целях развития территории, то государство гарантирует все условия. У нас три организации с запада, а две попались из Владивостока, гендиректор создал юрлицо, набрал персонал, приехал на Русский, его уговорили подписать хозрасчетный договор от якобы другого юрлица, он там устроился замом гендиректора подписывал выполненные формы работ. Потом он понял что его обманули он начал кричать: «ООО! Те рабочие, которых он нанял, фактически числились в нашем юрлице, а оплату за эти объемы работ получила московская фирма! и нам генподрядчик говорит: мы за объем оплатили! Кому оплатили? Они показывают платежку – совсем другому юрлицу! И соответственно рабочие остались без денег! Теперь они могут требовать либо с этого гендиректора, который их принял на работу и у него в кармане ни гроша, и юрлицо на бумаге».

Стройка века во Владивостоке любом случае не остановится. Как обещают строители, Русский станет лучшим островом России, приморская столица – образцовым мегаполисом Дальнего Востока.