В столичном регионе сложно реализовать поручение президента о выделении участка семьям с тремя детьми: эксперты

Реализация программы бесплатного выделения участка земли семьям при рождении третьего ребенка, предложенной президентом России Дмитрием Медведевым в послании Федеральному Собранию , будет трудноосуществима в рамках Москвы и Московской области, полагают аналитики рынка недвижимости. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе компании Penny Lane Realty, по мнению специалистов, главная проблема, с которой можно столкнуться при исполнении данного проекта, заключается в том, что Москва и Московская область являются разными субъектами Федерации, а значит, возможны сложности при взаимозачете. Кроме того, большая часть выделенной земли не подготовлена к быстрому строительству, поскольку лишена коммуникаций.

«В Москве, как и в любом крупном мегаполисе, реализовать эту программу будет значительно сложнее, чем в других федеральных округах, — считает директор департамента загородной недвижимости компании Дмитрий Цветков . — Если третий ребенок родился в Ивановской области, то понятно, что землю ему выдадут в пределах данного района. А механизм передачи участка земли москвичам в Московской области мне не совсем понятен. По идее, Москва должна будет самостоятельно выкупать землю у области, размежевывать и передавать многодетным семьям. Вокруг столицы много свободных земель сельхозназначения, особенно за чертой Малого бетонного кольца, резерв для реализации программы в федеральном округе есть. Но эти участки не приспособлены для строительства, туда нужно вкладывать и вкладывать: прокладывать дороги, тянуть коммуникации, создавать хоть минимальную инфраструктуру. Для того чтобы программа заработала, выделяемая земля должна представлять собой какую-то ценность. Не уверен, что у государства есть такое количество свободной земли с коммуникациями, которую можно было бы безвозмездно раздать десяткам тысяч семей. Кроме того, всегда есть альтернатива эту землю продать».

Однако, по мнению аналитиков, при должном внимании со стороны чиновничьего аппарата, в перспективе одного года вопрос с коммуникациями можно решить. «Процесс проведения коммуникаций — это трудоемкая и дорогостоящая процедура для частных застройщиков, в случае реализации федеральной централизованной программы это будет значительно легче и дешевле, — пояснил Цветков. — В дальнейшем, если программа заработает, то данные участки могут быть включены в земли населенных пунктов, государству это тоже под силу. Было бы логично, если бы к проекту присоединился фонд РЖС и передал для его реализации свои участки. У данной структуры имеется отлаженный механизм изъятия и перепрофилирования участков, получения необходимых мощностей. Так что в случае подключения фонда РЖС, программа, безусловно, будет эффективна».

Другая проблема — отладка механизма передачи земли и определение порядка ее распределения, констатируют экс
1437
перты. Необходимо установить размер участка, его удаленность от города, допустимость перепродажи или запрет на это, решить вопрос с налогообложением, возможностью прописки и т.п., поясняют они. «Нюансов много, и в зависимости от того, как будет готовиться законодательная база, станет понятна его жизнеспособность в целом. Если подход к программе будет централизованным и чиновники районных администраций и Министерства регионального развития с должным вниманием подойдут к ее детализации в нормативных документах, проект сможет стать эффективным. Зная высокий уровень бюрократизма в нашей стране, можно ожидать, что при оптимистичном раскладе разработанный порядок предоставления участков многодетным семьям, который сможет подписать президент, мы увидим не ранее, чем через год», — заключил Дмитрий Цветков.