Во второй части интервью ИА REGNUM Новости депутат Верховной рады Украины от блока Литвина, экс-губернатор Одесской области Украины Сергей Гриневецкий рассуждает о перспективах федерализации страны, проблемах функционирования русского языка, а также необходимости реформ. Первая часть интервью была посвящена внешней политике Украины на юго-западном направлении .
ИА REGNUM Новости Вы были одним из создателей и разработчиков программы регионализации Украины. Как вы считаете, вопрос федерализации страны актуален на сегодняшний день?
Федеративное устройство государства возможно, когда работают все законы, есть гражданское общество, политические партии несут ответственность за происходящее в стране, присутствует контроль со стороны общества за властью, когда 70% экономики не находится в тени, банки зарабатывают не на спекуляции валютой, а на выдаче кредитов, а чиновники выполняют требования Конституции. У нас в шутку говорят, что Украине нужны всего лишь две «непопулярные» реформы — заставить всех соблюдать Конституцию и перестать воровать. Вот, если бы в России перестали воровать, где бы тот Китай оказался — то же самое и на Украине.
Поэтому говорить о федеративном устройстве, не выполнив вышеперечисленные условия, преждевременно. К тому же суть состоит не в том, как назвать, а в том, какая у местной власти финансовая основа, какие полномочия. Можно назвать Украину федерацией, можно даже переименовать областной совет в региональный парламент, но при этом все финансовые рычаги останутся у центра, руководители территориальных подразделений министерств и ведомств — налоговой, милиции, санитарный врач и т.д., будут назначаться без согласования с местной властью, а любой вопрос развития, строительства стратегических объектов необходимо будет согласовывать в центре. В то же время можно оставаться унитарным государством и при этом дать регионам и региональной власти достаточные полномочия, налоговую базу, право принимать решения по ключевым вопросам местного значения. Поэтому сейчас необходимо думать о сильной государственной региональной политике. Современная Европа — это Европа регионов. А сильная государственная региональная политика — это распределение полномочий между центром и регионами в пользу регионов.
У нас жесткая централизация, а от чего она происходит? От потери управляемости, которая в свою очередь является результатом непрофессионализма кадров. Квотный принцип, который в свое время был заложен Ющенко, Тимошенко и
343e
Морозом, полностью развалил систему управления. Проблемы начались сразу после политической сделки, так называемой «политреформы-2004», после выборов по закрытым партийным спискам даже на местном уровне. В итоге, любая государственная должность становится предметом торгов, ее рассматривают как возможность получения откатов. Местные советы при таких условиях превратились в корпоративно-эгоистические большинства по разграблению собственности, ресурсов, земли и т.д.? Хочу заметить, что в период президентства Кучмы тоже существовала централизация, но при этом поощрялась и инициатива с мест. Сильная государственная региональная политика предусматривает ответственность и центра и регионов, в законе «О стимулировании развития регионов» четко записано, что каждый год надо заключать договор между центром и регионом, чтобы определить, что и как будет сделано в области.
Я являюсь сторонником предложенных Виктором Януковичем национальных проектов . Но эти проекты должны рождаться в регионах и трансформироваться из местных в общенациональные, а не наоборот. Например, та же дорога Одесса-Рени, которая должна стать частью и 9-го и 7-го международных транспортных коридоров. Необходима конвертация региональных проектов в национальные. Мы уже имеет такой опыт. Например, с каналом Дунай-Черное море, который изначально имел региональное значение, но мы сумели доказать центру, что он имеет огромное значение для государства в целом, требует внимания со стороны государства. Дунаю, что почти в каждом регионе есть один-два таких проекта, которые могут реализовываться на национальном уровне. Сильная государственная региональная политика также предусматривает публичность власти и ее легитимность. Поэтому я сторонник не назначения, а избрания руководителей областей, учитывая, насколько Украина специфична и расколота в цивилизационном плане.
Зачем далеко за примерами ходить, посмотрите, что произошло за последние два-три года. На Западе Украины местные власти за счет государственного бюджета строят восьмиметровые памятники Бандере и Шухевичу, дивизии СС «Галичина». На Востоке за счет местных бюджетов ставят памятники молодогвардейцам и Иосифу Сталину , а в центре — памятники Карлу XII , Мазепе и гетману Выговскому. У нас, в родной Одессе восстановили памятник Екатерине Великой . В таких условиях крайне сложно найти национальную идею, поэтому должно быть представительство регионов в высшем законодательном органе…
ИА REGNUM Новости : Двухпалатный парламент?
Да нет, зачем? Почему бы не вернуться просто к мажоритарной системе? Все станет на свои места, пусть депутаты будут представлять области, и отвечать за ситуацию в своих округах.
ИА REGNUM Новости : Президент Янукович уже заявил о том, что следующие парламентские выборы пройдут по смешанной системе — мажоритарной и партийной.
Давайте доживем еще до этих выборов. Может, они пройдут только по мажоритарной системе. Янукович сам был и губернатором, и премьером, он прекрасно понимает, что такое интересы регионов.
ИА REGNUM Новости : Не могу обойти вниманием языковой вопрос. Вы являетесь одним из авторов нашумевшего законопроекта «О языках». Идет очень серьезная политическая игра, голосование все время откладывается, разные политические силы всевозможные заявления. Когда все-таки этот шум перерастет в конкретные действия?
Шумиха меня уже давно не смущает. Меня больше смущает наличие двойных стандартов выступающих против закона «О языках». Они протестуют против закона, которого еще нет. Хорошо, а законы в нашей стране вообще надо выполнять? Почему не выполняется все еще действующий и никем не отмененный закон «О языках в Украинской ССР» 1989 года? Там четко все написано, например, статья 4-я: «языками межнационального общения в Украинской ССР являются украинский, русский и другие языки. Украинская ССР обеспечивает свободное пользование русским языков как языком межнационального общения народов Союза ССР». Статья 6-я: «Служебные лица государственных, партийных общественных учреждений и организаций должны владеть украинским и русским языками, а в случае необходимости — и другим национальным языком в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей». И так далее. Очень тяжело с такими людьми разговаривать, они даже законы и Конституцию не читают!
ИА REGNUM Новости : Так или иначе, этот законопроект до сих пор не был внесен в повестку голосования сессии Верховной Рады .
Любой закон будет выполняться только тогда, когда на его реализацию предусмотрены средства в государственном бюджете. Их сейчас нет. (В ноябре эксперты на масштабной пресс-конференции в Киеве заявили о возможной потере Украиной ежегодно свыше 1 млрд грн в случае принятия и введения законопроекта «О языках на Украине». Как было отмечено, введение второго официального языка приведет к серьезным экономическим потерям по нескольким направлениям. Первое направление — это убытки из бюджета на внедрение этого законопроекта, второе направление — это будет потеря рынков, прежде всего, издание книг, в том числе для образования; рекламы и киноперевода — ИА REGNUM Новости ).
Мы ратифицировали Европейскую хартию региональных языков . Еще в 2006 году Одесский областной совет принял решение об имплементации этой хартии на территории области. И одним из пунктов решения совета было следующее «Одесской областной государственной администрации предусмотреть средства для реализации хартии». Но денег так и не выделили.
При этом совершенно очевидно, что у нас двуязычие, это же просто глупо отрицать! Для меня, как гражданина Украины, совершенно очевидно, что украинский язык должен быть государственным. Точка. Но русский язык тоже должен иметь определенный законом статус. Если мы хотим быть конкурентоспособным государством, то нам надо сейчас всем изучать английский язык. 98% носителей полезной и актуальной информации общаются между собой на английском языке. А вообще вы слышали, чтобы какое-то изобретение, научное открытие было бы впервые описано на украинском языке? Нет, описывают на русском или английском. Зачем запрещать использование русского языка, если это будет во благо государства Украина?
ИА REGNUM Новости : А если перейти в практическую плоскость?
Давайте в практическую. Есть Ренийский район Одесской области. Там всего 7 населенных пунктов, но весьма крупных — от двух до пяти тысяч населения. Из них пять молдавских, одно гагаузское, одно болгарское. Какой язык там должен быть официальным, если все говорят даже не на русском, а на молдавском? Чтобы нормально управлять, принимать правильные решения и никого не обижать, надо знать страну, в которой ты живешь. Конечно, русский язык должен быть официальным. Никто не станет вести судопроизводство на Украине на молдавском языке, а на русском станут и его везде поймут.
ИА REGNUM Новости : Одним из самых резонансных вопросов на Украине является принятие налогового кодекса и сопутствующие ему массовые акции протеста…
Напомню, в Конституции Украины черным по белому написано, что по вопросам амнистии, бюджета и налогообложения референдумы не проводятся! А то, что уже сделано с налоговым кодексом — это, по большому счету, референдум, к тому же лишенный законного статуса. О чем вообще можно говорить, если все рестораны на Украине убыточны? 70% экономики в тени, если мы хотим увидеть новые дороги, бесплатную медицину, качественное образование, нужно выводить экономику из тени, нужно платить налоги. Хотим выйти из пенсионного пике? Ответ может быть только один — надо заплатить налоги.
Но и власть должна понимать, что народ начнет платить налоги только тогда, когда сама власть будет платить налоги по-белому, когда не будут воровать из бюджета. А двойные стандарты украинцы терпеть долго не смогут. К тому же состав участников акций протеста неоднороден. Есть те, для кого тот же единый налог — это спасение, а есть те, для кого это способ уйти от налогов, те же хозяева рынков, мнимо убыточных ресторанов и гостиниц, торговых комплексов. Поэтому и подход должен быть дифференцированным. Есть еще один аспект. Необходимо прекратить поборы чиновников, навести порядок в проверяющих структурах. Ведь коррупционная составляющая в расходах предпринимателей не меньше, если не больше, чем налоги.
Вообще, на Украине складывается парадоксальная ситуация. Дальше тянуть с проведением реформ нельзя, это таит угрозу национальной безопасности, а в перспективе — и государственности. Но и поспешное, непродуманное проведение этих реформ также создает угрозы. Еще никто не знает, какова будет реакция общества на пенсионную реформу, будет ли французский вариант или греческий, или румынский. То же касается и жилищного Кодекса. Мое убеждение — реформы надо проводить в комплексе. Проводите налоговую реформу — реформируйте и социальную сферу, сферу здравоохранения. Почему люди платят соцстрах, а потом идут в поликлинику или больницу и вновь платят врачам?