Юрий Баранчик: Белоруссия перед выборами. Часть первая. Оппозиция и власть

Политолог Юрий Баранчик. Коллаж: ИА REGNUM Политолог Юрий Баранчик. Коллаж: ИА REGNUM

В качестве основных факторов проходящей в Беларуси избирательной кампании выступают несколько сил — власть, оппозиция, Запад (ЕС и США) и Россия. До дня голосования осталось две недели, поэтому можно рассмотреть, с каким багажом каждая из сторон подходит к этой дате.

Оппозиция

До дня проведения выборов президента республики осталось всего две недели, а оппозиция, похоже, не в состоянии сделать позитивных выводов из происходящего. Одна из ее основных проблем — раздробленность. До сих пор кандидатами от оппозиции не было принято ни одного совместного заявления, не проведено ни одной совместной акции. В ходе теледебатов в субботу кандидаты в президенты также не смогли озвучить совместное заявление.

Последняя инициатива в этом плане -обращение руководителей инициативных групп четырех кандидатов в президенты — Владимира Некляева , Ярослава Романчука , Виталия Рымашевского и Андрея Санникова в Бобруйске с призывом выступить с совместным обращением по поводу проходящей кампании. Скорее всего, и оно останется без ответа. Между тем, очевидно, что, например, между призывом от каждого кандидата выйти на площадь и совместным заявлением кандидатов выйти на площадь — большая разница.

Следующей проблемой оппозиции является отсутствие акций и мероприятий республиканского масштаба. Единственным, кто на этом направлении предпринимает какие-то усилия, является Владимир Некляев. И это, согласно данным второго социологического исследования Международного центра социологических и маркетинговых исследований SOCIUM «Предвыборная ситуация в Республике Беларусь», не осталось незамеченными избирателями — Некляев несколько увеличил свой отрыв от двух других наиболее раскрученных кандидатов от оппозиции Андрея Санникова и Ярослава Романчука.

Как не раз было отмечено экспертами, ни один из кандидатов от оппозиции так и не воспользовался ошибками и ляпами власти при проведении данной кампании. Кандидаты так и не смогли выработать общую позицию по поводу четвертого Всебелорусского народного собрания (ЧВНС), хотя, на мой взгляд, здесь все настолько очевидно, что говорить в очередной раз о значении выстраивания своей собственной информационной кампании на фоне ЧВС излишне. И опять-таки, единственным из кандидатов, кто попытался хоть как-то обыграть в информационном плане данное событие, стал Владимир Некляев. А где, позвольте спросить, другие кандидаты? Им что, деньги надо платить Некляеву за вход на Привокзальную площадь?

Кроме того, чем больше знакомишься с закулисьем происходящего, тем более становится заметным, что кроме Владимира Некляева и того же Николая Статкевича , практически все остальные оппозиционные кандидаты в президенты решают свои, сугубо узкие
2c3b
задачи по продвижению собственной фигуры в массы. Особенно это заметно при анализе действий Рымашевского, Михалевича, Романчука. И как показали теледебаты, они более комфортны для власти. Никаких требований, жесткого поведения, демаршей. Они показали властям, что существуют и готовы и дальше существовать в той информационной, идеологической и организационной резервации, которая им отведена властями. В этом плане деградация личностей, готовящихся возглавить прозападную оппозицию в самом ближайшем будущем, очевидна.

Соответственно, на следующих выборах прозападная оппозиция столкнется с еще большим кризисом лидеров, чем на этих. Некляев, Санников, Статкевич в силу возраста вынуждены будут отойти на вторые роли. Выход же на первые роли того же Лебедько или Янукевича ситуации не изменит — они не могут быть теми лидерами, которые поведут за собой людей.

Т.е. «прогрессивная белорусская общественность», средний класс, образованная часть рабочих и крестьянства, интеллигенция и т.д. стоят перед очень сложной проблемой — оказалось, что у белорусского общества в настоящее время нет тех политических сил, которые могли бы активно и, главное, результативно, отстаивать его интересы в диалоге с властью. Действующие политические партии или гражданские инициативы типа «Европейской Беларуси» заточены исключительно под своих лидеров с целью паразитирования на проблемах белорусского общества и государства с целью получения западных грантов для обозначения борьбы. Партии, благодаря стараниям своих лидеров, с каждым годом все больше превращаются в диссидентские движения без всяких перспектив стать элементом государственной машины (хотя бы даже в виде присутствия в парламенте).

Эту проблему — отсутствия в республике развитой политической инфраструктуры, способной быть активным и, главное, результативным, проводником интересов белорусского общества, еще предстоит осмыслить после выборов. Этот вопрос очень сложен, быстро он не решается. Но если общество хочет подойти к следующим президентским выборам серьезно — эту проблему необходимо будет начинать обсуждать и решать уже 20 декабря.

И еще об одном хотелось бы сказать. Оппозиция до сих пор не создала развитую экспертную инфраструктуру. Да, есть отдельные политологи, эксперты, политтехнологи. Но они существуют в своем пространстве, а политики в своем. При том, что вся мировая практика свидетельствует — политикам спонсоры дают ресурсы только тогда, когда они (политики) слушают тех экспертов, на которых им указывают сами спонсоры. Поэтому создание развитой, динамичной и слаженной экспертной инфраструктуры является задачей первоочередной важности. Только после решения этой задачи можно вести речь о преобразовании непосредственной самой политической инфраструктуры.

Очевидно, что гражданские кампании или инициативы по целому ряду причин не могут стать теми опорами, на которых может базироваться политическая инфраструктура: они заточены под лидера, финансирование их ограничено форматов гражданских инициатив, и т.д. Вместе с тем также очевидно, что ныне действующие оппозиционные партии находятся в очень остром идеологическом кризисе. Их позиционирование полностью перестало отвечать структурированию белорусского общества.

Исход выборов очевиден. Борьба за непризнание итогов фальсификаций понятна. Вместе с тем, если Запад и Россия не получат «зацепку» для непризнания итогов выборов, это уже задачи вчерашнего дня. Сегодня надо начинать готовить реальную политическую инфраструктуру «следующего дня». Ее ростки я вижу в таких интернет-проектах, как «Империя», «Брама», МАГ. Именно на этих интернет-ресурсах в настоящее время собраны наиболее креативные силы республики, а не в партиях и гражданских инициативах, как ни странно. Последние в настоящее время скорее выступают как реакционные, наравне с властями республики, силами, которые тянут нас назад.

Власть

Необходимо признать, что власть более грамотно ведет данную кампанию. Серьезных ошибок пока не допущено. Надо отметить, что два крайних сценария — бойкот и введение ЧП — аннигилировали друг друга. Главный ресурс доминирования власти — это амбиции ряда оппозиционных кандидатов в президенты, которые ради получения двух-трех процентов и озвучивания своей фамилии в итоговых протоколах белорусского ЦИК, по сути, наплевали на белорусское общество. Поэтому можно говорить не о том, что власть не допустила ошибок, а о том, что оппозиция их допустила гораздо больше.

Совершенно очевидно, что если бы Усс, Романчук, Рымашевский, Михалевич, Терещенко, Костусев, и даже Статкевич (называю этих кандидатов, т.к. на мой взгляд, они не в состоянии преодолеть барьер в 5%, кроме Романчука) снялись, ситуация для власти была бы принципиально иной. Но еще не поздно проявить мужество и волю, время еще есть — кандидаты заявили себя, люди о них узнали, а прийти на площадь они смогут в любом случае.

Вместе с тем, нейтрализовав в основном избирательные кампании оппозиционных кандидатов, власть не может решить свои главные проблемы — легитимность итогов выборов и признание со стороны Запада и России. И это не может оттенить даже некоторая внешняя либерализация хода избирательной кампании. Очевидно, например, что основанная причина регистрации девяти кандидатов вызвана не «либерализацией кампании», а необходимостью растащить оппозиционный электорат.

На сегодняшний день власть допустила уже столько нарушений избирательного законодательства, что о легитимности итогов голосования и речи идти не может: урны не будут охраняться круглосуточно, в состав участковых избирательных комиссий не включены представители кандидатов в президенты, наблюдатели не будут иметь возможность осуществлять наблюдение за подсчетом голосов и мн. др. Вместе с тем, эти нарушения могут идти лишь довеском к другим проблемам проведения избирательной кампании.

Стоит отметить, что и начавшееся ЧВНС уже не является такой информационной бомбой как раньше: информационные агентства практически не цитируют главный доклад, что говорит о снижении собрания как фактора в избирательной кампании. После того, как оппозиция не смогла использовать ЧВНС как последний повод для серьезного информационного события, которое бы дало эффект на оставшееся до даты голосования время, уже понятно, что в оставшиеся две недели оппонирующими сторонами будут вестись только позиционные бои местного значения, которые серьезно не изменят электоральную ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день. По умолчанию сторонами признано, что главное противостояние начнется 19 декабря в 20.00 на Октябрьской площади.

Тем не менее, хотелось бы отметить, что надежды лидеров и кандидатов от оппозиции на то, что Площадь будет происходить по их сценарию — наивны, если не преступны. Власть в этом году, в отличие от 2006 года, не даст оппозиции просто так прийти на площадь и занять ее на две недели. Скорее, там будет организовано свое шоу со своими платными артистами и актерами.

Продолжение следует